Данный сайт использует файлы cookie. Если Вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Шрифт:
Цвета:
Изображения:
История победы в именах Участники Великой Отечественной войны

Путь солдата

Основой концептуальной идеей модернизации Мемориального комплекса является осмысление пути солдата. При разработке проекта за основу была взята идея, что главное достижение Победы – это мир. Проходя по площади, посетителю предлагается пройти «дорогой осмысления войны», задуматься и прочувствовать, что же такое война. Заходя на площадь со стороны ул. Шахтеров, человек попадает в зону начала войны, темную, подчеркивающую тяжелый период войны. Далее мощение площади становится более светлым, демонстрируя коренной перелом в войне. И завершается светлой зоной – Победой.  Вдоль площади напротив воинского захоронения расположена лента времени, на которой представлена история войны и участие в ней красноярских воинских подразделений, часть из которых была полностью уничтожена, часть понесла большие потери и получила звания гвардейских. Это символ скорби и гордости.

Проходя вдоль длинного ряда воинских надгробий, посетитель может задуматься о ценности жизни и ее хрупкости, прочитать имена увековеченных здесь бойцов, возложить цветы. Их родственники живут в разных регионах России и на территории бывшего Советского Союза. Сегодня именно красноярцы вспоминают их и хранят их историю. Реализация концепции предполагает реорганизацию имеющегося пространства, которая предлагает каждому посетителю Мемориального комплекса стать участником личной церемонии, ритуала осмысления масштаба войны и осознания цены мира. Для воплощения этого замысла планируется перенос Вечного огня в центр площади и размещение его перед главным входом в здание.

Площадь и здание Мемориала Победы становятся линейным сюжетом, ведущим посетителя вдоль главной оси по следующим структурным точкам:

  • Памятник Неизвестному солдату, как символ начала войны и «Дороги осмысления», отмеченный темной брусчаткой;
  • Коридор между информационных стендов и ленты времени, раскрывающих боевой путь сибиряков-красноярцев, и 22 воинскими захоронениями, обозначенный градиентным – переходящим от темного к светлому – мощением;
  • Вечный огонь как доминанта площади, главное место поклонения павшим и символ Победы;
  • Музей, где расположены списки с именами воинов, символизирующий светлую память об их подвиге и благодарность за мир.

Предложенная концепция подразумевает не только последовательный сюжет индивидуального посещения, но и выстраивание логики церемониальных мероприятий. Благодаря пространственному решению появляется вариативность проведения церемоний, четкая траектория движения и направление колонн, участвующих в торжественных митингах, выделяется отдельная площадка для проведения митингов, появляются зоны для размещения ветеранов, зрителей, Почетного караула,  почетных гостей. Также решается задача упорядочивания самого ритуала возложения. При модернизации пространства параметры площади (27х100) остаются прежними, что гарантирует комфортное проведение мероприятий.

В основу идеи развития Мемориала Победы положена историческая подоснова, обращение к цели создания мемориального комплекса – увековечить имена всех погибших красноярцев. Концепцией модернизации Мемориала предлагается вернуть зданию первоначальную лаконичную композицию объемов. Возвращение к оригинальному проекту Народного архитектора России Арэга Саркисовича Демирханова, но в новых материалах - позволит осовременить здание и вписать его в новую концепцию Мемориального комплекса. Отсутствие лишнего декора и решение всего объема в едином материале – придают зданию облик монолитной скульптуры, которая вырастает из площади, венчая ее главную ось, и является ее логическим продолжением. Белый цвет использован как символ мира и светлой памяти. Геометрия фасадов из бетонных панелей различных текстур подчеркивают игру светотени и придают объекту фактурность, строгость и торжественность. Белый цвет постоянно меняется под влиянием сил природы: облаков, солнца, растительности. Светлые стены фасадов объекта отражают главную идею комплекса как памятника не войне, а миру.

Особого внимания заслуживает внутреннее наполнение здания Мемориала. Структура помещения сохранена и представляет собой два зала, дополняющих содержание друг друга.

Здание Мемориала Победы рассматривается как Пантеон, где хранится светлая память о погибших земляках. Фамилии погибших военнослужащих, размещенные на плитах зала, воспринимаются различными возрастными группами красноярцев единственным визуальным символом памяти о павших. В некоторых семьях в память о человеке сохранилось только одно имя на плите. Данное пространство будет представлено как художественный объект «Зал Памяти», где планируется разместить имена более 30 тысяч погибших земляков, что является восстановление исторической справедливости и выполнением требования Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Поиск приема решения данной задачи был долгим и многоплановым. Но мы считаем, что сохранение главной идеи Арэга Саркисовича Демирханова – у погибших красноярцев должен быть свой дом, где тепло и светло, является одним из самых лучших вариантов. Именно эта идея нашего великого архитектора подарила нам уникальное место памяти, аналогов которым в тыловых регионах не находим. Зал Памяти и сегодня вызывает двоякие чувства – от страха до гордости. Увеличение количества имен почти в 3 раза усилит данный эффект. Это будет не просто абстрактная цифра – более 30 тысяч человек, это вписанное в память имя каждого из них. У каждой плиты с именами разместится специальная ёмкость для цветов, о чем регулярно просят посетители сотрудников музея в настоящее время. 

«Вспомнить всех поименно» – одна из основ сохранения памяти, свойственной православной традиции в России. Каждый, кто внес свой вклад в общую Победу, заслуживает памяти о своих подвигах, даже выжить на войне – это уже подвиг. И Победу они создавали вместе, стоя плечом друг к другу, спасая друг друга, вернувшиеся стремились прожить жизнь за себя и за погибшего товарища. В стенах Мемориала они также будут вместе, под одной крышей – в зале Памяти и в зале историй. О погибших рассказ будет строиться через списки имен – более 30 тысяч, каждый шестой житель города в 41 году, каждый второй из ушедших на фронт. Вернувшиеся – фотографиями и их личными вещи. Душевные, содержательные истории знаменитых и не очень красноярцев: Ряузов, Астафьев, Кобытев, Годенко, Смоктуновский, Абалаков и сотни, сотни других.

Для усиления эмоционального и смыслового содержания, подчеркивающего светлую память, в зале будет задействован потолок, где разместится имитация голубого неба и постоянного светящего солнца. Панорамные проекции в виде иммерсивных сюжетов-выставок позволят оживлять истории, рассказывать о событиях на понятном современному поколению языке. Такой подход в казалось бы на первый взгляд абсолютно статичном и замершем пространстве создаст движение, которое акцентирует внимание на изменчивости мира и важности сохранения его основ – человеческой жизни. 

© Музей Мемориал Победы. Россия, Красноярск