Авиационные катастрофы в Красноярском крае в 1941-1945 г.
Всего катастроф - 62. Погибших -125.
В том числе:
-перегон, перелеты, переучивание в 45 ЗАП – 30 катастроф, погибших – 79.
-авиашколы и учебные эскадрильи ГВФ – 31 катастрофа, погибших - 45.
-испытания самолета на заводе № 477 — 1 катастрофа, погибших — 1.
По типам самолетов:
А-20В «Бостон»— 4 шт.
А-20G «Бостон» — 4 шт.
Р-39 «Аэрокобра» — 13 шт.
Ил-4 — 4 шт.
Пе-2 — 3 шт.
СБ — 4 шт.
Ли-2 — 1 шт.
Р-Z — 2 шт.
Р-5 — 4 шт.
У-2 — 3 шт.
УТ-2 — 3 шт.
УТИ-4 — 9 шт.
И-16 — 1 шт.
Як-7 — 4 шт.
Як-9 — 2 шт.
Бе-4 — 1 шт.
1.Дата: 17 января 1941 г.
Место: в районе ст.Зеледеево в 60 км западнее Красноярска (отметка «694 км»).
Самолет: СБ № 53/7 выпуска июля 1940 г.
Экипаж:
Младший летчик 1 СБАП младший лейтенант Прибытков Василий Арсентьевич
Летчик-наблюдатель младший лейтенант Яковлев Алексей Иванович
Стрелок-радист младший сержант Шуст Анатолий Андреевич
Техник звена воентехник 1 ранга Бетхер Александр Константинович
Обстоятельства: Межокружной перелет 1 СБАП по маршруту Красноярск-Ашхабад. При полете строем из-за сокращенной дистанции между самолетами при перестроении в тумане сделал резкий поворот и попав в струю от двигателей ведущего с креном теряя высоту зацепил за деревья и врезался в землю.
Прибытков, Яковлев, Бетхер - погибли, Шуст – легко ранен.
На месте гибели экипажа поисковым отрядом «Трасса» Военно-инженерного института Сибирского федерального университета в 2014 г. установлен памятный знак.
2.Дата: 29 августа 1941 г. (два самолета)
Место: стрелковая площадка Канской ВАШСБ к северу от военного городка г.Канск
Самолет: Р-Z № 1
Экипаж: Летчик-инструктор Канской ВАШСБ лейтенант Косов Андрей Никандрович
Курсант Выдрыч Николай Никандрович
Самолет: Р-5 № 13
Экипаж: Летчик-инструктор Канской ВАШСБ младший лейтенант Десятириченко Лука Павлович
Курсант Федоров Николай Матвеевич
Обстоятельства: Столкновение в воздухе двух встречных самолетов на высоте 200 м во время учебной воздушной стрельбы – на боевом курсе столкнулись левыми плоскостями и упали на землю. Экипажи погибли.
3.Дата: 12 февраля 1942 г.
Место: аэродром Красноярск.
Самолет: Пе-2 № 2920 выпуск 01.1942 г. завод № 39.
Экипаж: Командир отряда Омской ВАШП старший лейтенант Дюбак Сергей Терентьевич Штурман эскадрильи старший лейтенант Абаза Юрий Павлович
Воздушный стрелок-радист младший сержант Горнашкин
Инженер эскадрильи воентехник 1 ранга Кузьмин
Обстоятельства: Перелет из Белой в Омск в составе группы из 5 самолетов Пе-2. При заходе на посадку на аэродром Красноярск самолет потерял скорость, сорвался в штопор и с высоты 80-100 м ударился о землю и сгорел. Экипаж погиб.
Дюбак Сергей Терентьевич 1910 г.р. с.Кобыльня Турбовский район Винницкой области.Исключен приказом ГУК СА № 01489 от 10.12.1952 г.
4.Дата: 3 апреля 1942 г.
Место: в 0,5 км западнее Канского аэродрома.
Самолет: Пе-2 № 1633902
Экипаж: Командир звена 136 ББАП лейтенант Капустенко Михаил Степанович
Штурман эскадрильи лейтенант Пронин Василий Дмитриевич
Воздушный стрелок-радист старший сержант Шекуров Николай Григорьевич
Авиамеханик 23 ЗАП старший сержант Шведов Андрей Николаевич
Обстоятельства: Перелет трех самолетов Белая – Канск перегоночная группа майора Иванова. От резкой дачи ноги и крена перевернулся на левое крыло на высоте 400 м. Летчик вывел самолет из крена с большим опозданием имея потерю скорости после быстрого снижения скользящим ударом о землю отлетел на 50 м и загорелся. Экипаж погиб и похоронен в г.Канске.
Памятный знак установлен 23 сентября 2023 года силами совместной экспедиции ККО РГО, СПСА МЧС и воинских частей Красноярского края.
5.Дата: 25 апреля 1942 г.
Место: Устье реки Рыбная при впадении ее в реку Кан.
Самолет: Пе-2 № 1914 выпуска март 1942 г. завод № 39.
Экипаж:Летчик 38 ББАП сержант (по др. данным младший лейтенант) Калигин Григорий Иванович
Стрелок-бомбардир сержант Бондаренко Филипп Алексеевич
Авиамеханик воентехник 2 ранга Строков Алексей Сергеевич
Стрелок-радист младший сержант Непомнящий Иван Иванович
Обстоятельства: При перегоне из Иркутска в Москву на маршруте Канск-Красноярск сдал левый мотор. При снижении на одном моторе при потере высоты самолет ударился о левый берег реки Кан и воспламенился. Трое погибли, Непомнящий с закрытым переломом руки доставлен в госпиталь г.Красноярск.
Погибшие члены экипажа похоронены на городском кладбище в г.Зеленогорске Красноярского края.Силами поисковиков г.Зеленогорска (руководитель Коршунова Л.А.) установлен памятник.
6.Дата: 29 июля 1942 г.
Место: 12 км северо-восточнее г.Черногорска упал в р.Енисей
Самолет: УТИ-4 № 15153348
Летчик: Курсант Бирмской ВАШП Щекин Иван Егорович.
Обстоятельства: На высоте 3000 м с правого разворота сорвался в штопор и без попытки к выводу упал в реку Енисей.
7.Дата: 16 сентября 1942 г.
Место: аэродром г.Красноярск
Самолет: Ил-4 № 9219 (хвостовой № 6), моторы № 885055,884430,
Экипаж:Пилот 3 класса 12 ОАГ ГВФ Мазур Григорий Макарович
Бортмеханик 1 класса Дрозд Иван Митрофанович
Обстоятельства: При заходе на посадку не выпустились тормозные щитки, видя что приземлится в 50-70 м за посадочным «Т» пилот дал газ и ушел на второй круг, после дачи газа на высоте 5 метров пролетев 150 метров резко стал набирать высоту до 80 метров, потерял скорость, сделал «бочку»,упал и сгорел. Экипаж погиб.
8. Дата: 2 ноября 1942 г.
Место: в 7 км южнее села Арбузное Абаканского района Хакасской области в 20 км юго-восточнее Абакана.
Самолет: У-2 № 11171.
Экипаж полка ночных бомбардировщиков капитана Кузьминова при Бирмской ВАШП:
Летчик старший сержант Малий Николай Михайлович
Стрелок-бомбардир сержант Владимиренко Николай Григорьевич
Обстоятельства: Ночной маршрутный полет с бомбометанием по программе. При выполнении полета по маршруту Черногорск-Абакан-Оросительное-Полигон-Черногорск при сплошной облачности потерял ориентировку отклонился от маршрута на 30 км и с углом 30 врезался в землю. Самолет разбит, экипаж погиб. Обнаружен 8 ноября 1942г
Владимиренко Николай Григорьевич 1921 г.р. с.Белогородка Киево-Святошинского района Киевской области. В РККА с 11.1940 Киевским РВК. Курсант Орловской авиашколы числится пропавшим без вести в 1941 году (по письму). Розыски велись до 1950 г. В потерях не числится.
24 июня 2023 г. совместной экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества и силовых структур Красноярского края и Республики Хакасия в ближайшем к месту катастрофы населенном пункте д. Летник (Арбузное не сохранилось) установлен памятный знак.
9. Дата: 17 ноября 1942 г.
Место: аэродром г.Красноярск.
Самолет: Ли-2
Экипаж Ли-2 Красноярской воздушной трассы:
Командир корабля капитан Барков Дмитрий Александрович
второй пилот лейтенант Есин Петр Петрович
борттехник младший воентехник Дубовицкий Николай Александрович
стрелок-радист Прохватинов Георгий Петрович
Пассажиры - военнослужащие 5-го перегоночного авиаполка (ПАП) КВТ:
Командир эскадрильи капитан Агапов Петр Ерофеевич
Старший авиамоторист старшина Алексеев Василий Карпович
Летчик лейтенант Астахов Никита Васильевич
Командир звена капитан Бобриков Иван Васильевич
Летчик младший лейтенант Борисов Михаил Васильевич
Командир эскадрильи майор Иванов Александр Петрович
Авиатехник старший лейтенант Ивакин Ермолай Федорович
Старший техник эскадрильи старший техник-лейтенант Константинов Михаил Петрович
Старший техник звена старший техник-лейтенант Криницкий Михаил Михайлович
Старший авиамоторист старший сержант Кричевский Яков Миронович
Старший техник воентехник 1 ранга Кучейко Виктор Борисович
Летчик младший лейтенант Люшняк Феодосий Никитович
Заместитель командира эскадрильи майор Мартынов Алексей Арсентьевич
Летчик старший сержант Соколенко Виктор Андреевич
Старший инженер полка военинженер 3 ранга Сибекин Иосиф Никифорович
Борттехник старший лейтенант Туваев Анатолий Дмитриевич.
Похоронены на мемориале на Троицком кладбище г.Красноярска. Есть паспорт воинского захоронения № В-6234/14 администрации Советского района г.Красноярска.
10. Дата: 7 марта 1942 г.
Место: в 8 км северо-западнее аэродрома Красноярск, в 1,5 км юго-западнее поселка Солонцы.
Самолет: Р-Z № 2058 выпуска 1936 г.
Экипаж: Помощник командира отряда ХВАШСБ лейтенант Колесников Александр Васильевич
Курсант Харьковской ВАШСБ Коломиец Дмитрий Иванович
Обстоятельства: Аэродромный полет в зону воздушной стрельбы. Самолет с высоты 500-600 м перешел в отвесное пикирование и врезался в землю. Причина – курсант в полете случайно толкнул ручку второго управления и заклинил ее в этом положении патронной коробкой.
В п.Солонцы 25 августа 2016 года сводным поисковым отрядом «Сибирская дивизия» погибшему экипажу установлен памятный знак.
11. Дата: 16 января 1943 г.
Место: Аэродром № 2 в 4 км юго-западнее Черногорска.
Самолет: УТИ-4 № 15153116
Экипаж: Командир звена Бирмской ВАШП младший лейтенант Соколов Иосиф Андреевич Курсант сержант Надольский Степан Николаевич
Обстоятельства: В учебном полете при стрельбе по наземным целям курсант потерял ориентировку, командир звена поздно вмешался в управление, в результате самолет с отрицательным углом пикирования врезался в землю. Низкая высота не позволила вывести самолет из пикирования. Самолет разбит, экипаж погиб.
Памятная мемориальная доска погибшему экипажу должна была быть установлена экспедицией поискового отряда «Трасса» ВИИ СФУ и детской общественной организации «Братство православных следопытов» на мемориале памяти погибшим землякам в с.Зеленое Усть-Абаканского района Республики Хакасия в 2017 г. (в администрации не разрешили).
12. Дата: 27 января 1943 г.
Место: в 30 км западнее Красноярска и северо-восточнее железнодорожной станции Снежница в 4 км от железной дороги.
Самолет: СБ № 1759.
Экипаж: Командир звена Омской ВАШП лейтенант Жарков Петр Игнатьевич
Штурман отряда младший лейтенант Корсун Иван Михайлович.
Обстоятельства: При выполнении внутриокружного перелета в районе ст.Кача в результате отказа левого мотора лейтенант Жарков вышел из строя группы и отставая со снижением продолжал полет по курсу на одном моторе. После отказа второго мотора пошел на вынужденную посадку. Вследствие неудачного расчета перетянул намеченную площадку и врезался в лес. При ударе Жарков убит, Корсун при планировании выбросился с парашютом, но вследствие малой высоты парашют полностью не раскрылся и Корсун погиб при приземлении. Самолет разобран на запчасти.
По непроверенным данным экипаж похоронен в Омске.
13.Дата: 15 февраля 1943 г.
Место: в 1 км западнее с.Миндерла.
Самолет: Р-5 № 5726 выпуска 1934 г.
Экипаж: Летчик-инструктор Харьковской ВАШСБ старший сержант Косоговский Василий Михайлович
Курсант Небольсин Дмитрий Никитович
Обстоятельства: Совершая ночной полет по маршруту из-за перебоев мотора пошел на вынужденную посадку. С правого разворота ударился о землю правой плоскостью и мотором. Самолет разбит, экипаж погиб. В районе гибели экипажа (место катастрофы в 1,5 км) поисковым отрядом «Трасса» Военно-инженерного института Сибирского федерального университета 30 апреля 2015 г. установлен памятный знак.
14. Дата: 3 марта 1943 г.
Место: В районе 10 км юго-западнее ст.Снежница
Самолет: А-20 В № 13323
Экипаж: Пилот 507 ББАП сержант Сметухин Василий Викторович
Штурман сержант Печерин Капитон Афанасьевич
Стрелок-радист старший сержант Часных (Частных)
Обстоятельства: При выполнении полета на воздушную стрельбу при переучивании в 45 ЗАП на А-20 в зоне с высоты 1500 м в районе ст.Минино самолет свалился в штопор, на выходе из него из-за нехватки высоты ударился в землю в лес под углом 80-85. Самолет разбит, экипаж погиб и похоронен на месте катастрофы.
Самолет найден 4 сентября 2016 г. сводным поисковым отрядом «Сибирская дивизия», останки пилотов обнаружены 25 сентября 2016 года в 10 м от места удара самолета. Экипаж перезахоронен на мемориале Троицкого кладбища г.Красноярска 7 октября 2016 г. На станции Снежница установлен памятный знак 7 октября 2016 г.
15.Дата: 28 марта 1943 г.
Место: У д.Старцево в 15 км севернее аэродрома Красноярск.
Самолет: А-20 В № 13303
Экипаж: Пилот 260 ББАП младший лейтенант Разумный Николай Николаевич
Штурман старший сержант Осокин Борис Иосифович
Стрелок-радист старшина Евтенко Макар Игнатьевич
Стрелок-радист младший сержант Васильев Николай Федорович
Обстоятельства: При отработке техники пилотирования при производстве боевых разворотов при выходе из правого виража самолет потерял скорость и сорвался в штопор, при выводе из штопора из-за нехватки высоты лобовой частью врезался в землю под углом 50-60. Самолет сгорел, экипаж погиб. Похоронены в г.Красноярске.
На месте гибели экипажа поисковым отрядом «Трасса» Военно-инженерного института Сибирского федерального университета 5 июня 2015 г. установлен памятный знак.
16.Дата: 11 апреля 1943 г.
Место: Аэродром г.Красноярск.
Самолет: Р-39 «Аэрокобра» № 24716.
Летчик: Заместитель командира эскадрильи 260 ББАП старший лейтенант Федотов Павел Сергеевич
Обстоятельства: После полета на стрельбу по щитам при заходе на посадку из-за посадки впереди самолета С-47 был вынужден пойти на второй круг. После разворота пошел со снижением по прямой в направлении западной границы аэродрома и на высоте 20-30 м перевернулся через левое крыло на спину и ударился об землю. Самолет разбит, летчик погиб.
Причина: Нарушение летной дисциплины, производство фигур пилотажа на неположенной высоте и без задания, вследствие чего - отказ мотора, потеря скорости на низкой высоте.
17.Дата: 29 апреля 1943 г.
Место: В районе железнодорожного моста г.Красноярск, 250-300 м восточнее моста и 150 м от левого берега.
Самолет: А-20 В № 13617
Экипаж: Командир корабля 260 ББАП 244 БАД старший сержант Суханов Юрий Викторович
Штурман сержант Чижик Василий Маркович
Стрелок-радист старший сержант Родин Сергей Николаевич
Механик старший сержант Акименко Григорий Артемьевич
Обстоятельства: После взлете последним при догоне звена в момент третьего разворота в районе моста на расстоянии 700-800 м от берега самолет с пикирования врезался в воду и утонул. Водолазы спасательной станции установили место падения самолета. Самолет с экипажем находится на глубине 5 метров,150 м от левого берега и 250-300 м восточнее железнодорожного моста. Экипаж погиб. Самолет не извлечен из реки, разбит на мелкие куски от удара об воду и сильно разбросан под водой.
В 2018г совместной экспедицией поискового отряда «Трасса» и Следственного комитета по Красноярскому краю из реки, в районе катастрофы, был поднят фрагмент самолета.
18. Дата: 6 мая 1943 г.
Место: В тайге 30 км от д.Белорусская Советского района Красноярского края.
Самолет: Ил-4 № 5113903, моторы № 886512,886809
Экипаж:Летчик 104 ВАП лейтенант Бондарев Александр Константинович
Борттехник воентехник 2 ранга Шелакин Николай Иванович
Обстоятельства: Самолет вошел в облачность, летчик развернул самолет вне видимости земли и сорвался в штопор, врезался в землю. Экипаж погиб.
Место катастрофы самолета обнаружено поисковой группой средней школы № 148 г.Красноярска 3.10.2010 года в Малиновом урочище в нескольких км от с.Большой Кускун Манского района Красноярского края. На месте гибели поисковиками средней школы № 148 в 2010 г. установлена памятная доска. На трассе Р-255 в 4,5 км от места катастрофы поисковиками детской общественной организации «Братство православных следопытов» установлен памятный знак.
19. Дата: 27 мая 1943 г.
Место: Юго-западнее ст.Кача на удалении 6 км по железной дороге от станции на запад и в 1,5 км южнее железной дороги в лесу.
Самолет: А-20 В № 13609, моторы Райт Циклон № 41-26606,41-26609.
Экипаж: Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович
Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич
Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич
Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигматзянович
Обстоятельства: В 12.15 мск 27.05.1943 при лидировании с Красноярского аэродрома группы из 11 самолетов Р-39 «Аэрокобра» во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая А-20В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярск. Выяснилось, что А-20 В районе ст.Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес.
27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45 ЗАП (9человек) под председательством командира 45 ЗАП полковника Мамакова. Обнаружены в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета, уцелевшие от пожара, имеют следы сильного разрушения. Отдельные части (цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.
Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, при желании летчика приблизить к себе ведомую группу Р-39, вследствие чего самолет перевернулся через левое крыло, перешел в пикирование и врезался в землю.
Останки членов экипажа найдены поисковиками сводной экспедиции ВИИ СФУ, средней школы № 148 и лицея № 11 и захоронены на Троицком кладбище г.Красноярска 26 октября 2012 г. На месте гибели экипажа установлен памятный знак.
20. Дата: 30 мая 1943 г. (два самолета)
Место: д.Петропавловка Ирбейского района Красноярского края
Самолеты: Ил-4 №№ 5153911,5153910
Экипаж Ил-4 № 5153911
Командир эскадрильи старший лейтенант Коновалов Павел Михайлович
Штурман 104 ВАП старший лейтенант Бакулин Валентин Петрович
Борттехник Чиграй Григорий Андреевич
Стрелок-радист Рева Григорий Петрович
Экипаж Ил-4 № 5153910
Командир корабля лейтенант Соболев Константин Диевич
Борттехник Ерохин Михаил Георгиевич
Стрелок-радист Кизенков Валентин Михайлович
Обстоятельства: 30 мая 1943 г.1-я эскадрилья 104 ВАП 73 ВАД АДД в количестве 6 самолетов Ил-4 под командованием старшего лейтенанта Коновалова вылетела по маршруту Иркутск-Красноярск в 12.00 мск. Погода по метеосводке соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трассе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака, и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с 270 на 240 с целью обхода грозы. Около д.Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолет Соболева резко изменил курс на 170-180 и отлетев от деревни на 1,5-2 км на высоте 800-900 м мгновенно загорелся и после взрыва бензобака с пикированием в 90 упал на землю с работающими моторами. Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 м под действием турбулентных явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 250-300 м самолет несколько выровнялся с правым разворотом в 90-100 и отклонившись от деревни на 400-500 м с высоты 250-300 м вновь резко вошел в отвесное пикирование, с углом 85-90 врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел.
Самолет Коновалова № 5153911 с моторами № 7662,7032, вооружением
БС-ХЕ-771 и ШКАС № ВЛ-294 и № ВЛ-269, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Экипаж: командир эскадрильи Коновалов, штурман Бакулин, бортмеханик Чиграй, бортрадист Рева – погибли.
Самолет Соболева № 5153910 с моторами № 7684,7727, вооружением БС–СИ-500 и ШКАС № ВЛ-378 и № ВЛ-251, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Экипаж: командир корабля Соболев, бортмеханик Ерохин, бортрадист Кизенков – погибли.
Останки членов экипажа лейтенанта Соболева были захоронены на кладбище д.Петропавловка в 1943 г. после катастрофы. Останки членов экипажа старшего лейтенанта Коновалова подняты из болота местными жителями под руководством Д.А.Смурага и захоронены на воинском мемориале в д.Петропавловка в августе 2012 г.
21.Дата: 3 июня 1943 г.
Место: В 10 км юго-западнее станции Бугач (в другом источнике - северо-западнее Красноярска 12 км).
Самолет: А-20 G
Летчик: Летчик-инструктор 45 ЗАП лейтенант Гизатуллин Касим Сингапурович
Обстоятельства: При возвращении из полета в зону при вынужденной посадке из-за отказа одного мотора самолет приземлился на пахотную площадку длиной 600 м на колеса с работающим правым мотором, пробежал 300 м, попал в овраг и врезавшись в берег оврага загорелся. Летчик погиб (в самолете был один пилот).
22. Дата: 10 июня 1943 г.
Место: Юго-восточнее ст.Злобино 2 км.
Самолет: Р-39 «Аэрокобра» № 29302
Летчик: Старший летчик 21 ГИАП лейтенант Иванов Леонид Ефимович
Обстоятельства:При возвращении из зоны на аэродром Красноярск летчик на высоте 1200-1300 м самовольно выполнил «бочку», сорвался в штопор, из-за отсутствия высоты не успел выйти из пике и с углом врезался в землю. Самолет сгорел, летчик погиб. Похоронен в г.Красноярске.
В районе места гибели (центральный вход на Злобинское кладбище г.Красноярска (ул.Грунтовая)) 2 августа 2017 г. установлен памятный знак поисковым отрядом «Трасса» ВИИ СФУ и поисковиками детской общественной организации «Братство православных следопытов».
23. Дата: 12 июня 1943 г.
Место: Скат Красной горки у совхоза Солонцы в 8 км западнее Красноярска.
Самолет: Р-39 «Аэрокобра» № 25023 «Красноярский рабочий».
Летчик 21 ГИАП сержант Костин Николай Александрович
Обстоятельства: При выполнении упражнения в зоне, отказал мотор, сорвался в штопор После вывода из штопора самолет переведен в спираль. У самой земли пилот не рассчитал радиус разворота, из-за боязни столкнуться с возвышенностью потерял скорость и упал на скате горы. Самолет разбит, годен на запчасти. Летчик погиб. В правом баке бензин выработан, левый бак оказался перекрыт - отказ мотора из-за неподачи топлива.
В районе катастрофы поисковым отрядом «Трасса» Военно-инженерного института Сибирского федерального университета 15 мая 2015 г. установлен памятный знак.
24.Дата: 18 июня 1943 г.
Место: 16 км юго-западнее аэродрома Черногорск.
Самолет: Як-7б № 4015381.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Солодовников Григорий Васильевич.
Обстоятельства: При выполнении первого самостоятельного полета после переворотов вошел в пикирование и не выходя из пикирования врезался в землю, взорвался и сгорел. Останки пилота захоронены на месте катастрофы.
25. Дата: 18 июня 1943 г.
Место: Северная окраина аэродрома Красноярск.
Самолет: А-20 G № 253639 моторы Райт-Циклон 2600-23 № 153858, 153844.
Экипаж: Летчик переменного состава 45 ЗАП сержант Аникеев Василий Георгиевич 1921 г.р. Окончил Молотовскую ВАШП в 1942.
Стрелок-радист сержант Сорокин Григорий Прокопьевич
Обстоятельства: Во время учебного полета самолет пробежал во время взлета всю ВПП, выкатился за ВПП и ударившись в забор и телеграфный столб разбился и загорелся. Летчик жив, получил ожоги, стрелок-радист-погиб, сгорел в самолете.
26. Дата: 30 июня 1943 г.
Место: севернее 9 км г.Черногорск.
Самолет: И-16 № 5210553.
Летчик: Слушатель Бирмской ВАШП сержант Грушин Алексей Федорович
Обстоятельства: В первом самостоятельном полете на И-16 при выполнении пилотажа сорвался в штопор на выводе из штопора вторично сорвался. Не смог выброситься на парашюте. Самолет ударился о землю на выходе из правого штопора. Пилот погиб.
Памятный знак на месте гибели установлен 14.10.2016 г. сводным поисковым отрядом проекта «Аляска-Сибирь 2015-2016».
27. Дата: 27 июля 1943 г.
Место: около железнодорожной станции Кача, западнее Красноярска разъезд Блокпост «Водораздел» юго-восточнее 5-6 км отметки «698 км».
Самолет: А-20G № 253555 с моторами CR-2600 серии 23 № 42-153772, 42-153707 Экипаж:
Летчик 9 ПАП младший лейтенант Порохин Михаил Иванович
Стрелок-радист старший сержант Бруньковский Михаил Акимович
Обстоятельства: Самолет свалился в штопор с небольшой высоты по вине метеоусловий и летчика. При ударе о землю самолет и экипаж сгорели. Самолет обнаружен 14.09.1943 г. начальником блокпоста «Водораздел» тов.Ивановым Константином Ивановичем юго-восточнее блокпоста 4-5 км.
Останки членов экипажа найдены поисковиками ВИИ СФУ и отряда «Поиск» г.Зеленогорск в сентябре 2014 г. и 22 июня 2015 г. захоронены на Троицком кладбище г.Красноярска. На месте гибели экипажа поисковым отрядом «Трасса» Военно-инженерного института Сибирского федерального университета 13 сентября 2014 г. установлен памятный знак.
28. Дата: 27 июля 1943 г.
Место: в 4 км северо-западнее ст.Зеледеево в 400 метрах севернее километрового знака 685 км.
Самолет: А-20G № 253713, моторы CR-2600 cерии 23 № 42-154078,42-154076
Экипаж:Командир звена 9 ПАП лейтенант Ермолов Михаил Павлович
Стрелок-радист сержант Юмашев Иннокентий Федорович
Обстоятельства: Группа самолетов А-20G и один Р-39 под командованием командира 9 ПАП майора Табарчука произвела взлет и пошла по маршруту на перегон Красноярск-Омск. При подходе к железнодорожной станции Кача встретили сплошную облачность до земли. Из 7 самолетов вошедших в облачность 4 экипажа в том числе Табарчук пробили облачность и продолжили полет до Омска одиночными экипажами. Самолет Ермолова продолжая полет при отсутствии видимости (густой туман) на низкой высоте 7-10 метров зацепил за деревья, начал рубить винтами осины, отрубил консоль правого крыла с элероном. Порубив деревья на протяжении 110 метров самолет оторвался от леса пролетел над деревьями 150 м потом из-за повреждений крыла и винтов и отсутствия видимости пилот выключил двигатели и пошел на снижение с правым креном, через 60 м упал и разрушаясь полз по земле 100 м.Летчик погиб, стрелок-радист сержант Юмашев Иннокентий Федорович при ударе выброшен из кабины и получил ушибы. Ермолов похоронен на месте катастрофы. Захоронение не найдено. На месте гибели экипажа учащимися школы с.Зеледеево (руководитель Еременко Людмила Алексеевна –учитель истории) в 2010 г. установлен памятный знак. В 2018 г. знак отреставрирован поисковиками ДОО «Братство православных следопытов». В ходе поисковых работ были обнаружены таблички производителя, подтверждающие принадлежность самолета.
29. Дата: 27 июля 1943г.
Место: в районе бывшей деревни Близневка Емельяновского района Красноярского края, примерно в 19 км на северо-запад от места катастрофы лейтенанта Ермолова.
Самолет: Р-39 №219729, двигатель № 42-97728
Летчик истребительной эскадрильи 9 ПАП лейтенант Кольцов Аркадий Дмитриевич.
На аэродром Омск не прибыл. Числился пропавшим без вести.
Ошибочно числится похороненным 14.02.1944 на Чепчуговском сельском кладбище Высокогорского района Татарской АССР (данные 5.05.1992) вместе с Ермаковым и Лобинцевым. Учетная карточка воинского захоронения.
На самом деле в этом районе погиб 11.02.1944 его родной брат Кольцов Владимир Дмитриевич 1920 г.р. Борисоглебский район Воронежской области. В РККА с 1940.Инструктор-летчик Балашовской ВАШП, летчик 9 ПАП. Исключен приказом ГУК 28.02.1947.
Фрагменты самолета и личных вещей лейтенанта Кольцова А.Д. найдены членами сводного поискового отряда «Сибирская дивизия» в августе 2018 года на территории бывшей деревни Близневка Емельяновского района Красноярского края, примерно в 19 км на северо-запад от места катастрофы лейтенанта Ермолова. В мае 2019 года фрагменты самолета и останки пилота найдены в тайге в 7 км от бывшей д.Близневка. 5 июля 2019 года А.Д.Кольцов похоронен на мемориале погибшим летчикам Троицкого кладбища в Красноярске. На месте гибели установлена памятная табличка, а в районе бывшей д.Близневка установлен памятный знак.
30. Дата: 13 августа 1943 г.
Место: в 3 км западнее с.Иркутское Сухобузимского района Красноярского края.
Самолет: СБ № 19/63.
Экипаж: Инструктор-летчик Харьковской ВАШСБ младший лейтенант Кафтанов Василий Данилович
Курсант младший сержант Ушаков Григорий Алексеевич 1914 г.р. Окончил геологоразведочный техникум в 1940.Получил контузию и ушиб головы.
Курсант Ефимов Федор Михайлович - погиб.
Обстоятельства: В полете на полигон младший лейтенант Кафтанов самовольно изменил маршрут, при подходе к селу намеренно потерял высоту и на одном из разворотов на низкой высоте врезался под углом в землю. Кафтанов жив, Ефимов погиб. Кафтанов передан суду военного трибунала, осужден на 5 лет ИТЛ.
Кафтанов Василий Данилович 1919 г.р. г.Верхний Ворошиловградской области. Младший лейтенант Осужден на 5 лет ИТЛ 12.05.1944 по ст.193-1.7. пункт «а», лишен воинского звания.
31. Дата: 14 августа 1943 г.
Место: в 300 м южнее границы аэродрома № 4 в 7 км юго-западнее г.Черногорск.
Самолет: УТИ – 4 № 15153067.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Горбачев Виктор Александрович
Обстоятельства: Столкновение двух самолетов в воздухе. Курсант Беляков при выполнении боевого разворота оказался на одной высоте с самолетом Горбачева на пересекающемся курсе и консолью левой плоскости ударил по хвостовому оперению самолета Горбачева. Самолет перешел в пикирование и врезался в землю. Самолет разбит, летчик погиб и похоронен на месте катастрофы.
В августе 2022г совместной экспедицией отряда «Трасса» и экспедиционным отрядом Русского географического общества на месте катастрофы установлен памятный знак. Место катастрофы подтверждено поднятыми обломками самолета и гильзами пулемета ШКАС.
32.Дата: 19 сентября 1943 г.
Место: район полигона южнее д.Кубеково в 3-х км на склоне оврага.
Самолет: Р-5 № 5262.
Экипаж: Инструктор-летчик Харьковской ВАШСБ лейтенант Толмачев Филипп Спиридонович
Курсант Синцов Василий Георгиевич
Обстоятельства: Выполняя учебный полет столкнулись с другим самолетом, упали на землю и сгорели.
В районе места гибели экипажа в с.Частоостровское сводным поисковым отрядом «Сибирская дивизия» 18 августа 2016 года установлен памятный знак.
33.Дата: 21 сентября 1943 г.
Место: в 16 км северо-западнее аэродрома № 2 г.Черногорск.
Самолет: Як-7б № 3715398.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Жигунов Василий Матвеевич.
Обстоятельства: Выполняя учебный полет при перестроении оказался под самолетом ведущего командира звена младшего лейтенанта Епифанова А.Р., резко пошел в набор высоты и ударил снизу своим мотором в мотор самолета ведущего. При столкновении Жигунов был выброшен из самолета и погиб. Епифанов спасся на парашюте
В августе 2022 г. совместной экспедицией отряда «Трасса» и экспедиционным отрядом Русского географического общества на возвышенности в 100 м от места катастрофы установлен памятный знак. Место катастрофы подтверждено поднятыми обломками самолета.
34. Дата: 5 октября 1943 г.
Место: в 4 км северо-западнее разъезда Ташеба в 10 км южнее г.Черногорск в районе Уйбатского канала.
Самолет: Р-39 № 218641.
Летчик: Слушатель группы переучивания при Бирмской ВАШП старшина Черных Николай Никифорович.
Обстоятельства: Выполняя учебный полет пилот ввел самолет в плоский штопор, самолет выйдя из спирали в положении парашютирования ударился о землю. Самолет разбит, летчик погиб.
Черных Н.Н. родился в 1910 г. в д.Верхняя Луговарка Воронежской области.
Памятный знак на месте гибели установлен поисковым отрядом «Трасса» 2 августа 2018 года.
35. Дата: 25 октября 1943 г.
Место: в центре улицы Базарной, Затон, Кировский район г.Красноярск.
Самолет: Р-39.
Летчик: Командир звена 72 ГвИАП гвардии старший лейтенант Чесноков Леонид Иванович
Обстоятельства: На взлете набор высоты происходил медленно и с уклонением вправо, на высоте 250-300 м самолет накренился и перевернулся на спину. При снижении в перевернутом положении задел провода и ударился о землю. Самолет упал в центре улицы Базарной, Затон, Кировский район и сгорел, пилот погиб.
36.Дата: 1 (по другим данным 3) ноября 1943 г. (два самолета)
Место: в районе аэродрома Красноярск.
Катастрофа двух самолетов Р-39:
-старший летчик 17 ИАП младший лейтенант Федоров Дмитрий Алексеевич
-младший летчик 2 ГвИАП ВВС СФ гвардии младший лейтенант Багров Анатолий Васильевич
Обстоятельства: в районе аэродрома Красноярск при заходе на посадку из-за ошибки в технике пилотирования (потеря скорости и сваливание самолета на крыло с последующим ударом о землю) потерпели катастрофу. Самолеты сгорели, летчики погибли.
37.Дата: 12 ноября 1943 г.
Место: в 2 км восточнее аэродрома, в откос левого берега реки Енисей,
Самолет: Р-39 «Аэрокобра» № 220677
Летчик: Заместитель командира эскадрильи 102 ГвИАП гвардии старший лейтенант Иванченко Григорий Яковлевич
Обстоятельства: Выполняя полет по кругу после 4 разворота выпустил шасси и закрылки, но неожиданно на планировании заметил впереди Р-5 идущий на посадку. Желая отвернуть от самолета, резко делает отворот вправо, теряет скорость, переворачивается через правое крыло и падает на землю. Самолет разбит, летчик погиб. По сведениям из ЦАМО РФ похоронен на городском кладбище г.Красноярск. В настоящее время могила не найдена.
38.Дата: 28 ноября 1943 г.
Место: Район железнодорожного моста г.Красноярск. Северо-восточнее железнодорожной станции Енисей в районе лесозавода № 3 на ул.Саянская.
Самолет: Р-39 «Аэрокобра» № 220969.
Старший летчик 19 ГвИАП гвардии лейтенант Сергеев Николай Николаевич
Обстоятельства: Перебои в работе мотора сразу после взлета на перелет Красноярск-Новосибирск. Находясь над рекой на высоте 200 метров, летчик довернул самолет вправо и со снижением пошел на правый берег реки в направлении ст.Енисей проходя над домами качнувшись с крыла на крыло перешел на нос и ударился о землю в 1 км севернее ст.Енисей. Отказ мотора над местностью, исключающей возможность благополучного исхода вынужденной посадки. Причина: засорение бензофильтра льдом из-за влажности бензина.
Летчик погиб, похоронен на кладбище в г.Красноярске. Место захоронения неизвестно.
Памятный знак установлен поисковым отрядом «Трасса» Военно-инженерного института СФУ 22 июня 2016 года вблизи от места крушения на аллее имени А.Я. Диурова возле школы № 45 (г.Красноярск, ул. Судостроительная, 115). впоследствии реконструирован силами ТЭЦ-2, создан сквер, благоустроена территория.
39. Дата: 13 декабря 1943 г.
Место: в 24-х км северо-западнее г.Черногорск, между озером Улух-Холь и Мохово.
Самолет: УТ-2 № 16261.
Экипаж: летчик-инструктор Бирмской ВАШП младший лейтенант Попов Николай Васильевич
курсант Романов Василий Булганович (Булгатанович)
Обстоятельства: При выполнении маршрутного полета в районе хутора совхоза «Овцевод» вошли в полосу снегопада, потеряли пространственное положение и с работающим мотором врезались в землю, взорвались и сгорели.
22 июня 2023г совместной экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества и силовых структур Красноярского края и Республики Хакасия в районе катастрофы в 1 км от озера Улух-Холь установлен памятный знак.
40. Дата: 16 декабря 1943 г.
Место: в 250 м западнее колхоза «Долой засуха» в 24-х км южнее г.Черногорск.
Самолет: Як-7б № 4615369.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Кучеренко Петр Федорович.
Обстоятельства: При выполнении фигур высшего пилотажа в зоне потерял скорость и перешел в штопор. С отвесного пикирования врезался в землю. Летчик покинул самолет на высоте 300-500 м, но зацепился ранцем парашюта и непроизвольно открыл его. От сильного динамического удара получил переломы рук и грудной клетки. После приземления сломал ноги и через час умер от кровоизлияния в мозг.
Памятный знак установлен в районе гибели на мемориале в д.Чапаево Усть-Абаканского района Республики Хакасия 14.10.2016 г. сводным поисковым отрядом проекта «Аляска-Сибирь 2015-2016».
41. Дата: 8 января 1944 г.
Место: южнее аэродрома Красноярск в 1,5 км.
Самолет: Р-39 № 221097
Летчик: командир звена 255 ИАП 5 МТАД ВВС СФ младший лейтенант Забабурин Иван Иванович
Обстоятельства: при оперативном вылете 255 ИАП ВВС ВМФ (командир эскадрильи капитан Амосов) на маршрут Красноярск-Новосибирск южнее аэродрома Красноярск 1,5 км потерпел катастрофу. Погиб.
42. Дата: 29 марта 1944 г.
Место: около д.Глубокий ручей Сухобузимского района Красноярского края.
Самолет: Р-39.
Летчик: Командир звена 5 ПАП 1 ПАД старший лейтенант Самарцев Георгий Иосифович.
Обстоятельства: При перегоне группы на аэродром Красноярск не прибыл. Пропал без вести. Обнаружен потерпевшим катастрофу около д.Глубокий ручей Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен на месте падения. Захоронение не найдено. Памятный знак погибшему летчику установлен поисковым отрядом «Трасса» Военно-инженерного института СФУ в п.Кононово Сухобузимского района Красноярского края в 2014 году. В 2022 году сводным поисковым отрядом ККО РГО и ПСА МЧС России на месте гибели установлен памятный знак.
43.Дата: 29 марта 1944 г.
Место: в 26 км на восток от д.Усть-Кан Сухобузимского района Красноярского края. Самолет: Р-39.
Летчик 5 ПАП 1 ПАД старший лейтенант Мошкей Василий Семенович
Обстоятельства: При перегоне группы на аэродром Красноярск не прибыл. Пропал без вести. Найден поисковиками г.Железногорска летом 1982 г. Похоронен на городском кладбище г.Железногорска Красноярского края в 1986 году.
44. Дата: 21 мая 1944 года.
Место: г.Красноярск на аэродроме.
Самолет: СБ.
Экипаж: Летчик-инструктор Харьковской ВАШСБ младший лейтенант Ворушилов Владимир Афанасьевич.
Старший авиамеханик старшина Устеменко Иван Петрович.
Обстоятельства: облет после замены моторов. В воздухе отказ мотора.
45.Дата: 27 июня 1944 года.
Место: Абаканская протока реки Енисей.
Самолет: Бе-4.
Экипаж Летно-испытательного института ВВС ВМФ:
Летчик- майор Аносов Василий Николаевич – ранен.
Штурман — старший лейтенант Шевченко Макар Данилович - погиб (утонул).
Обстоятельства: испытания самолета на авиазаводе № 477.
Исх № 299 от 30.06.1944 г.
Начальнику водной милиции Енисейского бассейна.
27 июня 1944 г. в 21 час по местному времени результате авиакатастрофы в районе авиапорта при исполнении служебных обязанностей погиб – утонул штурман старший лейтенант ВВС ВМФ Шевченко. С момента катастрофы по 29 июня 1944 производился подъем самолета и поиски трупа Шевченко. Последний не найден. Прошу дать соответствующие указания по нижнему руслу реки Енисей о розыске трупа М.Шевченко.
Приметы: среднего роста, блондин, одет в сверху темно-синий комбинезон, морская тельняшка с узкими полосками, брюки навыпуск, ботинки хромовые черные, черный шлем с очками, пистолет при нем системы ТТ, штурманская сумка, ручные часы на левой руке, при нем документы: партбилет, удостоверение личности, командировочное удостоверение.
О результатах розыска просим срочно сообщить по адресу: Красноярск, завод № 477, директору завода, военпреду.
Директор завода № 477 Рехтман.
Старший военпред инженер-майор Попов.
КГАКК, Ф.1341,оп.4. д.133.л.13.
46. Дата: 6 июля 1944 г.
Место: в 3-х км севернее аэродрома № 1 г.Черногорск.
Самолет: УТИ – 4 № 15153118.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Кочев Леонид Семенович.
Обстоятельства: В учебном полете после пикирования ввел самолет в левую спираль, перетянув ручку сорвал самолет в штопор. На выводе из штопора, не имея достаточной высоты ударился в скат горы Кунинского хребта.
Памятный знак погибшему летчику установлен экспедицией поискового отряда «Трасса» ВИИ СФУ и детской общественной организации «Братство православных следопытов» в районе п.Усть-Абакан Республики Хакасия 25.09.2017 г.
47.Дата: 14 августа 1944 г. (два самолета)
Место: в 12 км севернее аэродрома № 1 г.Черногорск.
Самолет: два самолета УТИ-4 № 15154107, 15153383.
Экипажи:
1.летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Горылев Виктор Тимофеевич
курсант Крюков Николай Николаевич
2.командир отряда старший лейтенант Валуев Георгий Михайлович
курсант Саушкин Семен Федорович
Обстоятельства: При выполнении пилотажа звеном провели учебный воздушный бой и увлекшись не следили за высотой. Сделав одновременно переворот из-за недостатка высоты ударились в землю в 50 м друг от друга. Экипажи погибли.
В августе 2022 г. совместной экспедицией отряда «Трасса» и экспедиционным отрядом Русского географического общества на возвышенности в 300 м восточнее места катастрофы установлен памятный знак. Место катастрофы находится на охраняемой археологической территории. Подтверждено обнаружением на поверхности фрагментов самолета УТИ-4.
48. Дата: 16 августа 1944 г.
Место: в 6,5 км северо-восточнее аэродрома № 4 г.Черногорск (район 12 зоны).
Самолет: УТИ – 4 № 1521370.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Махов Борис Емельянович.
Обстоятельства: При выполнении фигур высшего пилотажа завис в верхней точке, перешел в штопор до земли, врезался под 900 в землю. Похоронен на месте катастрофы.
Памятный знак погибшему летчику установлен экспедицией поискового отряда «Трасса» ВИИ СФУ и детской общественной организации «Братство православных следопытов» в районе катастрофы самолета, в 4,5 км северо-восточнее современной границы г.Черногорск Республики Хакасия 25.09.2017 г.
49. Дата: 23 августа 1944 г.
Место: аэродром № 1 г.Черногорск.
Самолет: УТИ – 4 № 1521157.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Копосов Аркадий Яковлевич (с летчиком-инструктором старшим лейтенантом Кадушкиным Н.Н.).
Обстоятельства: На посадке в 380 м от посадочного «Т» зацепил колесом корову, находившуюся на посадочной полосе. Самолет перевернулся. Копосов умер от тяжелого ранения в голову при ударе об землю. Кадушкин – жив.
50. Дата: 14 сентября 1944 г.
Место: в 7 км западнее г.Черногорск, в 130 м юго-восточнее поселка № 9.
Самолет: Як-9д № 1515304.
Экипаж: Курсант Бирмской ВАШП Метлашевский Алексей Егорович.
Обстоятельства: После выполнения пилотажа в зоне развернулся и пошел со снижением в сторону Черногорска. На высоте 300 м вспыхнул и объятый пламенем упал на землю.
Самолет и курсант сгорели. Причина: пожар в воздухе из-за трещины в трубке бензоманометра.
Памятный знак установлен 14.10.2016 г. сводным поисковым отрядом проекта «Аляска-Сибирь 2015-2016» на территории школы № 9 г.Черногорск Республики Хакасия.
51.Дата: 6 октября 1944г.
Место: аэродром № 1 г.Черногорск.
Самолет: УТИ-4 № 15458201.
Экипаж: летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Шавырин Владимир Николаевич
курсант Файзулин Закирьян Файзулович (Файзулинович)
Обстоятельства: На самолете при взлете два раза обрезал мотор. При продолжении взлета на высоте 100-200 м мотор в режиме набора высоты обрезал полностью. Чтобы не упасть на город летчик решил произвести посадку с разворотом на аэродром, но потеряв скорость сорвался в штопор и на выходе из штопора врезался в землю.
Памятный знак установлен 14.10.2016 г. сводным поисковым отрядом проекта «Аляска-Сибирь 2015-2016» на территории городской больницы № 1 г.Черногорск Республики Хакасия.
52.Дата: 9 марта 1945 г.
Место: в 10 км юго-западнее аэродрома № 4 район 9 зоны (лагерь Ташеба) г.Черногорск.
Самолет: Як-7В № 1415306.
Экипаж: летчик-инструктор Бирмской ВАШП лейтенант Юсин Николай Сергеевич
Курсант Рудик Виктор Иванович
Обстоятельства: При выполнении тренировочных полетов при незаконченном выводе из пикирования самолет ударился о землю на большой скорости. Причина неправильное использование триммеров. Экипаж погиб.
22 июня 2023г совместной экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества и силовых структур Красноярского края и Республики Хакасия в районе катастрофы у дороги Абакан-Сорск установлен памятный знак.
53.Дата: 20 марта 1945 г.
Место: В 2,5 км юго-восточнее аэродрома № 2 г.Черногорск.
Самолет: Як-9М № 2815349
Экипаж: курсант Бирмской ВАШП старшина Киселев Дмитрий Людвигович.
Обстоятельства: В учебном полете после возникновения пожара в воздухе потерял управление самолетом и ударился о землю правым крылом и мотором при небольшой скорости. Самолет сгорел, летчик погиб.
23 июня 2023г совместной экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества и силовых структур Красноярского края и Республики Хакасия в районе катастрофы на территории школы № 13 г.Черногорска установлен памятный знак.
54. Дата: 31 октября 1945 г.
Место: в 2,5 км южнее села Юксеево Большемуртинского района, в 95 км северо-восточнее Красноярска.
Самолет: Р-5 № 7946 выпуска 1934 г.
Экипаж: Инструктор – летчик Харьковской ВАШСБ старшина Свиридович Александр Александрович
Курсант Брачковский Борис Михайлович
Обстоятельства: Выполняя маршрутный полет встретили облачность. На выходе из облачности из-за большой скорости снижения и сильной изношенности деревянного набора крыла началось разрушение левой верхней плоскости в воздухе. При попытке посадить самолет на поле в последний момент полета он перевернулся и с отрицательным пикированием врезался в землю. Экипаж погиб, похоронены в Красноярске. В 1946 г. отец Бориса Брачковского перевез тело сына на родину в Москву, где он и был захоронен на Даниловском кладбище.
В селе Юксеево на мемориале воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, в сентябре 2022 г. отрядом «Трасса» совместно с экспедиционным отрядом Русского географического общества установлен памятный знак.
55. Дата: 23 января 1946 г.
Место: г.Черногорск.
Самолет: УТ-2 № 06432116. Мотор М-11 № 17529
Летчик: инструктор-летчик Бирмской ВАШП лейтенант Пузин Василий Елизарович
Обстоятельства: Совместно со слушателем мл. лейтенантом Яненко вылетел для отработки задачи 1 упражнения 2 КУЛП 1944 «выполнение горизонтального полета, набора высоты, планирования и разворотов». На высоте 120м передоверил управление слушателю, не имевшему достаточных навыков пилотирования. При выполнении разворота слушатель допустил потерю скорости и срыв в штопорное положение. При выводе из штопора из-за недостатка высоты с креном 60-70град ударился левой консолью о землю с последующим переворотом на мотор. Разрушена левая плоскость, оторван мотор, разрушена кабина пилота. Инструктор лейтенант Пузин, пилотировавший из передней кабины погиб, слушатель Яненко получил ушибы.
Катастрофы учебных авиаэскадрилий ГВФ:
1.Дата: 21 октября 1941 г.
Место: г.Абакан.
Самолет: У-2 «СССР П-245».
Экипаж:Командир звена 91 УАЭ ГВФ Герасимов Иван Иванович
Курсант Южанин Дмитрий Иванович
Обстоятельства: при провозном штурманском полете командир звена Герасимов допустил воздушное хулиганство – бреющий полет над лесом, зацепил за сосну, разбил самолет. Курсант Южанин Д.И. убит.
2. Дата: 7 июля 1942 г.
Место: г.Боготол
Самолет: УТ-2 «СССР- Т-293»
Экипаж: командир отряда 84 УАЭ ГВФ Животягин Иван Павлович - ранен
Пилот-инструктор 84 УАЭ ГВФ Денисов Михаил Алексеевич – погиб
Обстоятельства: При тренировочно-провозном полете на наборе высоты было перекрыто бензопитание мотора. На развороте с остановленным мотором сорвались в штопор. Пилот Денисов допустил неправильное управление самолетом, с высоты 50 м сорвался в штопор и врезался в землю.
В сентябре 2017 года памятный знак Денисову М.А. установлен у здания краеведческого музея г.Боготол силами поискового отряда «Трасса» ВИИ СФУ и детской общественной организации «Братство православных следопытов».
3. 15 сентября 1942г.
Место: г.Канск.
Самолет: У-2 «СССР П-263»
Экипаж: пилот-инструктор 84 УАЭ ГВФ Веселов Николай Сергеевич.
Обстоятельства: При перегоне самолетов П-263 и П-253 в ремонт из Боготола в ПАРМ, взлетев с Канского аэродрома начал производить пилотаж над городом на недопустимо малой высоте. Задел за крышу дома и разбился. Пилот погиб.
Послевоенные катастрофы самолетов производства США в Красноярском крае:
1.Дата: 24 июня 1950 г.
Место: пропал без вести на маршруте в районе ВерхнеИмбатское – Туруханск.
Самолет: А-20 Ф-284 АФО Новосибирского АГП ГУ ГК.
Экипаж: пилот-заместитель командира отряда Юренков С.Г., штурман-аэросъемщик Гранкин П.М., бортмеханик Татаринов Г.Ф., бортрадист Патрин, считается пропавшим без вести
Обстоятельства: Вылетел из Подкаменной Тунгуски и в Туруханск не прибыл. В этот же день 10 минут позднее по этому же маршруту вылетел пилот Максимов на А-20 Ф-344 и прибыл в Туруханск благополучно. Последняя радиограмма с Ф-284 «Пролетели Имбатское, связался с Туруханском. Самолет вместе с экипажем пропал без вести.
2. Дата: 11 октября 1950 г.
Место: в районе станции Снежница западнее г. Красноярска 30 км.
Самолет: А-20 Ф-341 АФО Новосибирского АГП ГУ ГК.
Экипаж: пилот Прилепко Алексей Александрович, штурман-аэросъемщик Воробьев Виктор Емельянович 1909, бортмеханик Блинов Георгий Степанович 1923, бортрадист Вареных Николай Кузьмич 1921, бортоператор Корнева Мария Алексеевна 1924.
Обстоятельства: Время работы на объекте с 21 мая по 23 сентября 1950 г.
11 октября 1950 года в районе станции Снежница при возвращении с объекта – отказ мотора, в сложных метеоусловиях – кратковременный густой туман до земли резко снизился, задел крылом высокую лиственницу, упал и сгорел. Экипаж погиб, похоронен в братской могиле на Заельцовском кладбище г.Новосибирска, сектор 37.
На месте гибели экипажа курсантами Военно-инженерного института СФУ 31 мая 2016 года установлен памятный знак.
3. Дата: 6 октября 1947 года при перелете из Монголии в г.Красноярск после выполнения служебного задания потерпел крушение самолет В-25 151-й аэрофотосъемочной авиаэскадрильи в составе экипажа:
Командир эскадрильи капитан Дубровский Александр Николаевич 1913 г. г.Мичуринск Тамбовской области. В Красной Армии с 1933 г. Награжден орденом Красной Звезды (16.09.1945), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За победу над Японией».
Командир звена капитан Соломко Александр Герасимович 1913 г. Киевской области.
В Красной Армии с 1935 г. призван Березанским РВК Киевской области. Награжден орденом Красной Звезды (16.09.1945), медалями «За боевые заслуги» (за выслугу лет 1945), «За победу над Японией».
Штурман звена капитан Машонкин Семен Григорьевич 1913 Горьковской области.
Второй пилот лейтенант Щелочков Николай Трофимович 1918 г.Шахты Ростовской области.
Воздушный стрелок-радист сержант Григорьев Григорий Петрович 1927 г. с.Ребриха Алтайского края.
Авиационный механик сержант Гордейчук Петр Яковлевич 1926 г. Каменец-Подольской области. Призван из с.Краснотуранское Красноярского края.
Механик по фотооборудованию сержант Кучмаев Игорь Николаевич 1927 г.Миллерово Ростовской области.
Экипаж похоронен на Троицком кладбище г.Красноярска. Памятник установлен в 2016 году.
4.Дата: 14 февраля 1952 года.
Место: берег острова Молокова со стороны левого берега Енисея.
Самолет В-25 151-й аэрофотосъемочной авиаэскадрильи.
Экипаж: командир эскадрильи подполковник Асташин Семен Васильевич.
Обстоятельства: Взлетел с аэродрома Красноярск с курсом 63 в 20.50. На взлете отказал один двигатель. Развернулись на аэродром – отказал второй двигатель. Отвернули вправо на реку Енисей и в темноте произвели посадку на лед (напротив нынешнего памятника Дубенскому). Проскользили по льду и ударились в берег острова Молокова. Самолет рассыпался от сильного удара, не горел. По тревоге подняли солдат ШМАС на поиски, нашли живого кормового стрелка. Кабина кормового стрелка оторвалась и отлетела в сторону. Начальник связи эскадрильи Архипов Николай Андреевич остался жив.
Остальные члены экипажа погибли. Экипаж похоронен на Троицком кладбище г.Красноярска.
5. Дата: 23 апреля 1947 г.
Место: в 180 км северо-западнее Волочанки Эвенкийского национального округа Красноярского края.
Самолет: С-47 «СССР Л-1204»,
Экипаж: командир корабля пилот 2-го класса 26-го транспортного авиаотряда Красноярского Управления ГВФ Тюриков Максим Дмитриевич, второй пилот Аношко Сергей Лукьянович, бортмеханик Писмарев Виктор Ананьевич, бортрадист Смирнов Алексей Дмитриевич, механик Шеходанов Николай Васильевич.
Обстоятельства: 22 апреля 1947 г. после выполнения 50-часовых регламентных работ экипаж вылетел по маршруту Красноярск – Туруханск – Дудинка – Хатанга – Косистый (бухта Кожевникова) с заданием перевезти грузы и пассажиров Нордвикстроя с аэродрома Косистый в Дудинку. Прибыв на площадку Косистый в 16.25, взяв на борт 26 взрослых пассажиров, троих детей и 852 кг груза и багажа, экипаж в 19.20 произвел взлет. Фактическая погода в момент вылета была следуюшая: полная облачность, высота 1000 м, непрерывный снег, видимость -1 км, давление падало.
Через несколько минут полета было обнаружено падение давления масла в левом моторе и повышение температуры масла. Учитывая, что погода в аэропорту вылета исключает возможность возврата, командир корабля Тюриков принял решение продолжать полет. Через 38 минут давление масла упало до 0. Тогда Тюриков выключил мотор и продолжал полет на одном правом моторе, о чем было сообщено по радио в аэропорт вылета. Одновременно была запрошена погода аэропорта Хатанга. После выключения левого мотора было обнаружено, что на правом моторе не работает генератор, отчего аккумуляторы быстро сели и самолет оказался без связи. Экипаж продолжал слепой полет на одном моторе в направлении Хатанги с курсом 280.Однако по истечении расчетного времени Тюриков не обнаружил Хатанги и продолжал полет до следующего ближайшего аэропорта Волочанка. После пяти часов полета самолет попал в область обледенения. Пилот Тюриков изменил направление полета на 1800 и, пройдя с новым курсом 15 минут, вышел в район хорошей погоды, но определить свое местонахождение не смог. Из-за перегрева работающего правого мотора Тюриков произвел вынужденную посадку с выпущенными шасси в тундре на снег глубиной 1-1,5 метра и потерпел аварию. Самолет встал на нос, винтом левого мотора зацепил землю и левый мотор сорвало с моторной рамы. Самолет снова встал на шасси.
Связь с ближайшими аэропортами не была установлена из-за отсутствия питания радиостанции. Прождав четыре дня помощи, командир корабля Тюриков, бортмеханик Писмарев, бортрадист Смирнов с шестью пассажирами по настоянию пассажиров 26 апреля 1947 года оставили самолет и отправились на поиски населенного пункта, предполагая что они находятся южнее линии Хатанга - Волочанка. Остальные пассажиры остались у самолета под руководством второго пилота Аношко.
Розыски самолета начались 23 апреля. Поиски производились двумя самолетами С-47 Красноярского Управления ГВФ и одним Ли-2 Управления Полярной Авиации ГУСМП. Кроме того, были организованы наземные поиски 30-ю упряжками. Долгое время самолет искали не в том направлении, где он находился. Поиски его производились значительно юго-восточнее возможного его местонахождения. Только 11 мая 1947 г. в очередном полете в 180 км северо-западнее Волочанки командир корабля Ли-2 Шатров обнаружил совершивший вынужденную посадку самолет. Находившиеся у самолета пассажиры и два члена экипажа были вывезены в Волочанку. Поиски группы, ушедшей от самолета, к положительным результатам не привели. В период с 12 мая по 10 июня дополнительно налетали 142 часа, но ушедшая группа все же обнаружена не была. С 18 по 21 июня поиском пропавших людей занимался экипаж самолета МП-7. С 21 июня по 28 июля поиски не производились из-за таяния снегов в тундре и выхода аэродрома из строя. Был обследован прилегающий к месту вынужденной посадки район в радиусе 100 км. В связи с безрезультатностью поисков с воздуха 5 августа 1947 г. была отправлена в Волочанку наземная поисковая партия с радиостанцией. Перед ней была поставлена задача - привлечь к поискам местное население и оленеводческие бригады, находящиеся в районе вынужденной посадки самолета. Командир корабля Тюриков с группой из восьми человек так и не были обнаружены. В итоге поиски были прекращены, трое членов экипажа и шесть пассажиров были признаны пропавшими без вести.
Выписка из приказа командира 26 ТАО КУГВФ от 22.10.1947 г. № 71 г.Красноярск:
«С 1 октября 1947 г. исключить из списков личного состава 26 ТАО, пропавших без вести 12 мая 1947 г. при аварии самолета С-47 № Л-1204:
1. командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича
2. бортрадиста Смирнова Алексея Дмитриевича
3. бортмеханика Писмарева Виктора Ананьевича
Основание: приказ начальника КУГВФ № 0103 от 1.10.1947.
Командир 26 ТАО Ползунов».
Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены только 23 октября 1953 г. Похоронен на Троицком кладбище в г.Красноярске. Самолет эвакуирован с места аварии в Красноярск в августе 2016 года экспедицией «Дуглас ждет» ЭЦ РГО в СФО. На месте аварии членами экспедиции 5 августа 2016 года установлен памятный знак.
Катастрофы импортных самолетов по трассе от Красноярска до Казани
Кемерово – 2 самолета – 1 С-47 + 1 А-20
Новосибирская область – 6 самолетов – 3 А-20 + 1 Р-39 + 1 В-25 + 1 Р-63
Омская область – 5 самолетов – 3 А-20 + 1 Р-39 + 1 Р-63
Свердловск-Казань – 11 самолетов – 3 А-20 + 1 В-25 + 7 Р-39