Алпатов Владимир Яковлевич
Дата рождения:
15.07.1904
Место рождения:
г. Днепропетровск
Воинское звание:
Подполковник
Место службы:
4-й, 3-й перегоночные авиаполки
Статус:
демобилизован
Награды:
орден Красного Знамени (18.08.1945)
орден Отечественной войны 1 степени (13.03.1944)
два ордена Красной Звезды (31.12.1941,3.11.1944)
медаль «За победу над Германией»
медаль «За победу над Японией»
Дополнительная информация:
Окончил 9 классов в 1923, 7 ВАШЛ в 1932.В РККА с 17.12.1929 – курсант 7 ВАШЛ. Фронт с 06 по 12.1941.
С 22.01.1932 – младший летчик 23 АО.
С 12.12.1933 – командир звена 23 АО.
С 9.03.1934 – командир отряда 29 ЛШАЭ.
С 23.01.1937 – инструктор по технике пилотирования 29 ЛШАЭ.
С 20.07.1938 – инспектор по технике пилотирования 5 ЛШАП.
С 25.04.1940 – помощник командира 123 СБАП.
С 20.07.1942 – заместитель командира полка 125 ДБАП.
С ? – заместитель командира полка 37 ДБАП.
С августа 1942 г. – командир бомбардировочной эскадрильи 4 ПАП.
С 22.11.1942 – командир лидерного экипажа 3 ПАП.
С 2.08.1944 – старший летчик-лидер 4 ПАП
С 4.11.1945 – инспектор по технике пилотирования 5 ГвБАК.
Уволен в запас 1.03.1957.
Из наградного листа от 16.10.1941 г.:
«Принимает участие в боевых действиях с 22.06.1941. За время боевых действий показал себя смелым и отличным летчиком. 27.09.1941 при выполнении боевого задания огнем зенитной артиллерии были выведены из строя один мотор, бензо и охлаждающая системы. Только благодаря отличной технике пилотирования и правильно принятому решению самолет и экипаж были сохранены. Лично выполнил 12 боевых вылетов, в том числе с 22 июня по 1 июля на самолете СБ на Западном направлении 3 дневных и 1 ночной боевой вылет по аэродрому Рычалы, мотомехчастям и автоколоннам противника. С 19 сентября по 14 октября – 5 боевых вылетов по скоплению войск противника, 2- на разведку и 1 – на уничтожение жд эшелона. Во всех вылетов – ведущий группы. Достоин награждения орденом Красной Звезды.
Командир 125 БАП майор Сандалов.16.10.1941».
Из наградного листа от 8.09.1943 г.:
« Командир лидерного экипажа с момента организации трассы на участке Марково-Красноярск. Летает все время лидером по маршруту 1300 км. За время пребывания на трассе успешно отлидировал 45 групп истребителей и бомбардировщиков, в общей сумме более 250 самолетов. Лично сам перегнал 70 самолетов А-20В, А-20Ж, В-25. Только в июне 1943 перегнал 22 самолета на участке Сеймчан-Якутск, находясь в воздухе по 15-16 часов в сутки.
За отличное выполнение заданий достоин награждения орденом Ленина.
Командир 3 ПАП подполковник Твердохлебов.8.09.1943».
Из наградного листа от 7.03.1945 г.:
« В качестве лидера отлидировал на участках Уэлькаль-Сеймчан, Марково-Магадан, Якутск-Киренск-Красноярск 266 групп боевых самолетов. Достоин награждения орденом Ленина.
Командир 4 ПАП подполковник Власов. 7.03.1945».
С 22.01.1932 – младший летчик 23 АО.
С 12.12.1933 – командир звена 23 АО.
С 9.03.1934 – командир отряда 29 ЛШАЭ.
С 23.01.1937 – инструктор по технике пилотирования 29 ЛШАЭ.
С 20.07.1938 – инспектор по технике пилотирования 5 ЛШАП.
С 25.04.1940 – помощник командира 123 СБАП.
С 20.07.1942 – заместитель командира полка 125 ДБАП.
С ? – заместитель командира полка 37 ДБАП.
С августа 1942 г. – командир бомбардировочной эскадрильи 4 ПАП.
С 22.11.1942 – командир лидерного экипажа 3 ПАП.
С 2.08.1944 – старший летчик-лидер 4 ПАП
С 4.11.1945 – инспектор по технике пилотирования 5 ГвБАК.
Уволен в запас 1.03.1957.
Из наградного листа от 16.10.1941 г.:
«Принимает участие в боевых действиях с 22.06.1941. За время боевых действий показал себя смелым и отличным летчиком. 27.09.1941 при выполнении боевого задания огнем зенитной артиллерии были выведены из строя один мотор, бензо и охлаждающая системы. Только благодаря отличной технике пилотирования и правильно принятому решению самолет и экипаж были сохранены. Лично выполнил 12 боевых вылетов, в том числе с 22 июня по 1 июля на самолете СБ на Западном направлении 3 дневных и 1 ночной боевой вылет по аэродрому Рычалы, мотомехчастям и автоколоннам противника. С 19 сентября по 14 октября – 5 боевых вылетов по скоплению войск противника, 2- на разведку и 1 – на уничтожение жд эшелона. Во всех вылетов – ведущий группы. Достоин награждения орденом Красной Звезды.
Командир 125 БАП майор Сандалов.16.10.1941».
Из наградного листа от 8.09.1943 г.:
« Командир лидерного экипажа с момента организации трассы на участке Марково-Красноярск. Летает все время лидером по маршруту 1300 км. За время пребывания на трассе успешно отлидировал 45 групп истребителей и бомбардировщиков, в общей сумме более 250 самолетов. Лично сам перегнал 70 самолетов А-20В, А-20Ж, В-25. Только в июне 1943 перегнал 22 самолета на участке Сеймчан-Якутск, находясь в воздухе по 15-16 часов в сутки.
За отличное выполнение заданий достоин награждения орденом Ленина.
Командир 3 ПАП подполковник Твердохлебов.8.09.1943».
Из наградного листа от 7.03.1945 г.:
« В качестве лидера отлидировал на участках Уэлькаль-Сеймчан, Марково-Магадан, Якутск-Киренск-Красноярск 266 групп боевых самолетов. Достоин награждения орденом Ленина.
Командир 4 ПАП подполковник Власов. 7.03.1945».
Списки:
Красноярская воздушная трасса
База данных:
Книга Памяти Красноярской воздушной трассы
Вернуться в раздел