Шрифт:
Цвета:
Изображения:

Историческая справка

 

Одной из ярких страниц истории Великой Отечественной войны является деятельность Красноярской воздушной трассы Военно-воздушных сил Красной армии. Сегодня всему миру она больше известна как перегоночная трасса Аляска-Сибирь, или АЛСИБ. И всему миру понятны конечные точки этого героического маршрута, по которому было доставлено в нашу страну более 8 000 боевых и транспортных самолетов, сыгравших заметную роль в победе над фашистской Германией.

 

Авиаторы-союзники у самолета Р-63. Ном. 08.07.1944 г.

Когда началась война, авиапромышленность Советского Союза только приступила к массовому производству новой техники, и Военно-воздушные силы СССР имели на вооружении еще очень мало современных боевых самолетов. К тому же уже в первые дни войны значительная часть советских самолетов была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах. Кроме того, заводы оборонной промышленности западного региона страны пришлось срочно эвакуировать на Восток, где для налаживания на них производства требовалось время.

Поэтому, особенно в начальный период войны, Советский Союз ощущал острую нехватку не только самолетов, но других видов вооружения, продовольствия и стратегических материалов. И для Советского Союза имело большое значение заключенное осенью 1941 года соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику, материалы и продовольствие. 11 июня 1942 года Советский Союз и Соединенные Штаты подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу.

Одним из путей доставки в Советский Союз американских самолетов и стала Красноярская воздушная трасса. Политическое решение о создании воздушной трассы с конечным пунктом в Красноярске было принято 9 октября 1941 года совершенно секретным постановлением Государственного Комитета Обороны СССР.

Работы по изысканию и строительству трассы были поручены Главному управлению Гражданского воздушного флота. Генерал-майору авиации Василию Сергеевичу Молокову, Герою Советского Союза, хорошо знавшему эту территорию, был вручен мандат, подписанный самим Сталиным. 

Строительство трассы заняло девять месяцев. Были расширены аэродромы в Якутске, Красноярске и Киренске, построены новые в Уэлькале и Маркове на Чукотке, в Сейчмане на Колыме, а также запасные и промежуточные аэродромы в Олекминске, Витиме, Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зырянке. Вдоль трассы были возведены узлы связи, радионавигаторы, метеорологические станции. Уточнялись полетные карты. В СССР было построено 17 аэродромов, в США и Канаде – 15. АЛСИБ поистине стал крупнейшим проектом советско-американского сотрудничества.

Бомбардировщики и транспортные самолеты обычно перегонялись поодиночке или по два-три, истребители же, как правило, группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Дальность полета у истребителей небольшая, поэтому маршрут, протяженность которого от Фернбенкса до Красноярска составляла 6 500 км, пришлось разделить на пять этапов. За каждым из них закреплялся перегоночный авиаполк, и он обычно работал на своем участке. Передав в пункте назначения самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, преобразованной 4 июня 1943 года в 8-й транспортный авиаполк.

Радиостанция на аэродроме, пункт управления полетами

Самолет Р-39. Аляска

 

В Красноярске самолеты сдавали Военной приемке ВВС Красной армии. Из Красноярска на фронтовые аэродромы самолеты доставлялись по воздуху личным составом 45-го запасного (с июня – 1943 г. – 9-го перегоночного) авиационного полка и летчиками маршевых авиаполков, прошедших переучивание в Красноярске, а истребители – нередко на железнодорожных платформах.

Героическая работа авиаторов на трассе получила высокую оценку Верховного главнокомандования. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а 551 человек личного состава удостоен боевых орденов и медалей.

За три года войны Советский Союз разными путями получил от союзников 22 195 самолетов, что составило примерно 10% от общего количества самолетов, участвовавших в войне с советской стороны, а по истребителям этот показатель составил около 19%, то есть почти каждый пятый истребитель был американский или английский.

За время работы перегоночной трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 авиаторов. Поисковая работа на местах летных происшествий ведется до настоящего времени.

В конце августа 1945 года Соединенные Штаты прекратили поставку самолетов Советскому Союзу и началось поэтапное расформирование структур перегоночной трассы.

Долгие послевоенные годы – годы холодной войны – тема ленд-лиза замалчивалась. Только в июне 1980 года посол США в СССР Т. Уотсон в письме к И.П. Мазуруку первым высказал идею о мемориальном перелете по трассе Аляска-Сибирь, намериваясь посвятить эту акцию улучшению взаимопонимания между советскими и американскими народами. Но политическая «погода» была тогда нелетной даже для отличных летчиков и дипломатов. Свой замысел  73-летний Т. Уотсон – уже бывший дипломат, смог осуществить только летом 1987 года, посвятив перелет 45-летию открытия Красноярской воздушной трассы. 

Сегодня в населенных пунктах, расположенных по маршруту трассы, установлены памятные знаки и надгробия на могилах погибших авиаторов, а в музеях открыты экспозиции, рассказывающие об этой героической эпопее. 75 лет назад, в годы Второй мировой войны, самоотверженные люди построили воздушный мост Аляска-Сибирь. В наши дни, после долгих лет холодной войны, мост открывается заново.

 

Источники:

1. Аляска-Сибирь. Взаимодействие во имя Победы. 75 лет Красноярской воздушной трассе. 1942-2017: фотоальбом / авторы-составители В.В. Филиппов, И.Е. Негенбля – Красноярск, 2017. – 160 с.

2. Филиппов В.В. От Аляски до Енисея. Секретная воздушная трасса. // Красноярск-Берлин. 1941-1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне – Красноярск, 2010. – 448 с.    

 

© Музей Мемориал Победы. Россия, Красноярск